Происхождение Христианского обычая "христосоваться" красными яйцами

Автор: (В. Д.) Душеполезный Собесѣдникъ 1913 г.

Съ пасхальнымъ привѣтствіемъ, какъ извѣстно, соединяется издревле существующій на всемъ православномъ Востокѣ обычай дарить другъ друга яйцами; при этомъ во многихъ мѣстахъ послѣднія окрашиваются въ красный цвѣтъ, а у грековъ, румынъ, болгаръ, сербовъ, чеховъ, поляковъ и у насъ на Руси, особенно въ Малороссіи, кромѣ того принято раскрашивать ихъ въ разнообразные узоры. И хотя преобладающій цвѣтъ въ окраскѣ пасхальныхъ яицъ красный, но встрѣчаются яйца и другихъ цвѣтовъ: желтыя, зеленыя, розовыя, лиловыя и т. п. Обычай дарить пасхальныя яйца въ нѣкоторомъ родѣ священный для насъ, христіанъ, какъ по своему древнему происхожденію, такъ и по своему глубокому символическому значенію.

Употребленіе яицъ для подарковъ въ дни торжественныхъ празднествъ было извѣстно еще въ глубокой древности у многихъ народовъ, при этомъ съ яйцомъ обыкновенно связывалось представленіе о началѣ жизни и проиехожденіи вселенной. Это употребленіе яицъ въ торжественныхъ празднествахъ естественно могло перейти и къ христіанамъ, при чемъ, соотвѣтственно христіанскимъ воззрѣніямъ, для христіанъ пасхальное яйцо является какъ бы символомъ животворящей смерти Спасителя и славнаго Его воскресенія, положившихъ для насъ начало иного житія — вѣчнаго.

О началѣ обычая употреблять на Пасху крашеныя яйца у разныхъ народовъ существуютъ различныя сказанія. По одному греческому преданію, болѣе другихъ вѣроятному, начало этому обычаю было положено св. Маріею Магдалиною. Послѣ вознесенія Господня она, пришедши въ Римъ для проповѣди Евангелія, предстала предъ римскимъ императоромъ Тиверіемъ и со словами „Христосъ воокресе" поднесла ему въ даръ красное яйцо. Послѣ этого она начала свою проповѣдь о воскресеніи Христа, произведшую сильное впечатлѣніе даже на такого мрачнаго, подозрительнаго и деспотическаго государя, какимъ былъ этотъ римскій императоръ. Этотъ даръ св. Маріи Магдалины римскому императору можетъ быть объясненъ тѣмъ, что у римлянъ, между прочимъ, было въ обычаѣ дарить другъ друга яйцами при наступленіи новаго года, приходившагоея весною около времени празднованія Пасхи. По примѣру Маріи Магдалины и первенствующіе христіане стали дарить другъ другу краеныя яйца въ дни Свѣтлаго Христова Воскресенія, и этотъ благочестивый обычай получилъ особенно широкое распространеніе и, наконецъ, окончательно утвердился на на Востокѣ, откуда перешелъ и къ намъ.

Обычай дарить красныя яйца во дни св., Пасхи, безъ сомнѣнія, имѣетъ глубокое символическое значеніе.
Яйцо въ этомъ случаѣ служитъ прежде всего знакомъ нашего будущаго блаженнаго воскресенія изъ мертвыхъ, залогъ коего мы имѣемъ въ воскресеніи Іисуса Христа. Какъ изъ яйца, изъ-подъ мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая была совершенно сокрыта ею, такъ изъ гроба, жилища смерти и тлѣнія, возсталъ Жизнодавецъ, и нѣкогда возстанутъ въ вѣчную жизнь н всѣ умершіе. Такимъ образомъ, даря другъ другу яйца, мы исповѣдуемъ вѣру нашу въ воскресеніе Спасителя и, вмѣстѣ съ тѣмъ, въ будущее всеобщее наше воскресеніе. Во-вторыхъ, яйцо служитъ видимымъ чувственнымъ знакомъ нашего духовнаго воскресенія, возрожденія въ жизнь духовную. Всѣ люди въ состояніи естественномъ, пока не возрождены благодатію Христовою, похожи на безжизненное яйцо. Но какъ изъ яйца, насиженнаго птицею, рождаетея живое существо, такъ и мертвое прегрѣшеньми естество наше Господь Іисусъ Христосъ, Самъ Себя сравнивающій съ кокошью (Мѳ. 23, 37), духовно оживотворяетъ Своею благодатію, согрѣвая оное теплотою ея, какъ кокошь согрѣваетъ яйцо внутреннею своею теплотою. Наконецъ, знаменателенъ и самый цвѣтъ пасхальиаго яйца. Красный цвѣтъ его долженъ напоминать христіанамъ животворящую кровь Господа нашего Іисуса Христа; онъ является для насъ какъ бы видимымъ знакомъ того, что будущее наше воскресеніе пріобрѣтено чрезъ пролитіе на крестѣ безцѣнной крови Непорочнаго и Пречистаго Агнца-Христа, избавившаго человѣчеетво отъ грѣха, проклятія и смерти.